Как выгнать воздушную пробку из системы отопления - RemontOtdelka23.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Как выгнать воздух из системы отопления

Из-за скопления кислорода и углекислого газа в системах отопления появляются воздушные пробки. Чаще всего эта проблема возникает после длительного простоя, например, по окончании летнего сезона перед первым её запуском, после ремонта или замены каких-либо деталей. Поэтому, чтобы обогрев помещения был полноценным и не вызывал дискомфорта, нужно знать, как удалить воздух из системы отопления в частном доме.

Так выглядет завоздушивание системы на тепловизоре

Причины появления и последствия

Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

  1. Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
  2. Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
  3. Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
  4. Недостаточное количество теплоносителя в сети.
  5. Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
  6. Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.

Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах

Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру. Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается. Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

Методы удаления воздуха

Существуют системы отопления с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкость течёт с помощью циркуляционного насоса, а во втором благодаря определённому наклону труб и давлению в них.

Системы с естественной циркуляцией

Для вывода воздуха из системы этого типа используется расширительный бачок. Он устанавливается в наивысшей её точке. Большая часть воздуха самостоятельно выводится через него при нагреве теплоносителя. Если же воздушные пробки всё равно остались, то многие специалисты рекомендуют увеличить количество жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики. Тем самым теплоноситель сам вытеснит движением и давлением воздух из сети.

Системы с принудительной циркуляцией

В системах с циркуляционным насосом трубы и радиаторы расположены ровно и без уклона. Для вывода из них воздуха используются воздухоотводчики. Их всегда монтируют на перегибах и в наивысших её точках, так как именно там и происходит скопление газов.

Заливать теплоноситель в систему нужно медленно, так как из-за быстрого наполнения образуются пузырьки с воздухом. Одновременно с этим нужно удалять воздух из радиаторов и других элементов. Чем протяжённее система, тем дольше её заполняют теплоносителем. Если к сети отопления подключен тёплый пол, то установка воздухоотводчиков обязательна, так как часто трубы расположены на разной высоте. Также нужно постоянно следить за количеством теплоносителя в системе, чтобы исключить возможность попадания в неё воздуха.

Виды воздухоотводчиков

Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.

Кран Маевского

Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.

Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:

  1. Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
  2. Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
  3. Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.

Автоматический воздухоотводчик

Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.

Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.

Сепаратор воздуха

Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды. Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси. Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.

Профилактика

Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.

Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.

Как устранить или выгнать воздух из системы отопления

С проблемой воздуха в трубах и радиаторах сталкиваются владельцы частных домов с автономным отоплением.

Но еще сильнее проявляется она в жилых и офисных зданиях, отапливающихся централизованно.

Для борьбы с завоздушиванием тепловых магистралей используется несколько методов. О них мы расскажем ниже.

В чем опасность скопления

Попавший в трубопроводы и радиаторы отопления воздух становится причиной серьезных неприятностей:

    воздушные пробки препятствуют нормальной циркуляции жидкости в системе.

В результате, уменьшается или вовсе прекращается поступление теплоносителя в радиаторы.

Батареи недостаточно прогреваются, и за счет уменьшения разницы температур между их поверхностью и воздухом в помещениях, снижается эффективность теплоотдачи;
воздух и вода – причина интенсивной коррозии внутренних поверхностей.

Дополнительные факторы (например, добавление активных химических веществ в теплоноситель при централизованном теплоснабжении) увеличивают опасность разрушения материалов трубопроводов и радиаторов, многократно.

Водород в свободном виде – взрывоопасный газ.

Кроме того, в зависимости от уровня pH (определяется химическим составом теплоносителя) материала и качества защитных покрытий, контакта алюминиевых радиаторов (видео сварки алюминия электродом, инвертором посмотрите тут) с другими металлами, процесс электрохимической коррозии и выделения водорода идет с различной интенсивностью.

А что вам известно про кран Маевского для полотенцесушителя? Как и в каком месте его установить, узнаете после прочтения полезной статьи.

Нужен ли кран Маевского для биметаллических радиаторов, написано на этой странице.

При высокой скорости образования газа, он не успевает подниматься вверх и создает внутри радиаторов зоны повышенного давления.

Это способно нарушить целостность батарей.

Причины появления в магистралях

Воздух в системах отопления – явление, практически, неизбежное. Причины его появления следующие:

  • выделение растворенного в теплоносителе воздуха при нагревании до температур, близких к кипению;
  • неправильный выбор или нарушения при монтаже: направление и величина уклона трубопроводов.

Эти ошибки приводят к тому, что воздух не может свободно перемещаться по магистралям, и образует скопления (пробки);
проведение профилактики и ремонтов.

Разборка трубопроводов, демонтаж и монтаж элементов, обязательно, разгерметизируют систему, открывая воздуху доступ внутрь (можно ли холодной сваркой заварить трубу отопления прочитайте в этой статье);
несоблюдение технологии заполнения системы теплоносителем.

После монтажа или в начале отопительного сезона, трубы заполняют с определенной скоростью, обеспечивая вытеснение и отвод воздуха.

Нарушение этого правила приводит к появлению воздушных пробок в радиаторах;

  • снижение давления в трубопроводах;
  • подсос воздуха в местах повреждений и на негерметичных стыках.
  • Важно! Заметить мелкую течь, сложно, поскольку, нагретый теплоноситель, быстро испаряется.

    Способы удаления

    Как удаляют воздух из отопительной системы?

    Ответ на этот вопрос зависит от конфигурации и режима циркуляции теплоносителя – искусственный или естественный.

      Естественная (гравитационная) циркуляция.

    При отоплении с таким вариантом циркуляции используют верхнюю разводку труб из сшитого полиэтилена (какие диаметры поступают в продажу, прочитайте здесь).

    Для удаления воздуха устанавливается расширительный бачок в самой высокой точке.

    При этом, обязательно, выполнить условия свободного перемещения воздуха по трубопроводам к месту установки расширительного бачка.

    С этой целью, обязательно, предусматривается уклон труб при проектировании и монтаже отопления.

    А что вам известно про титаны на дровах для нагрева воды, цены на которые можно узнать в полезной статье? Переходите по ссылке и прочитайте материал перед тем, как пойти в магазин.

    Как узнать вес стальной, оцинкованной трубы, написано здесь.

    Величина уклона выбирается исходя из диаметра труб, давления, скорости перемещения потока теплоносителя, его плотности (скорости движения воздуха в жидкой среде).

    Расчет уклона – задача сложная, на практике используют рекомендованные в литературе величины.

    Для отопления с естественной циркуляцией, угол наклона труб составляет 5-10 мм на погонный метр трубопровода.
    Режим принудительной циркуляции.

    При централизованном отоплении с принудительной циркуляцией и нижней разводкой, в самой высокой точке системы, устанавливают воздухосборник.

    На подающей магистрали, организовывается подъем по направлению движения теплоносителя.

    Обратный трубопровод монтируют с уклоном, в направлении движения жидкости, что упрощает слив теплоносителя при ремонте и после завершения отопительного сезона.

    Кроме того, в таких системах отопления устанавливают краны (клапаны) — воздухоотводчики, в точках вероятного образования воздушных пробок.

    Важно! Подобными кранами комплектуются все радиаторы на стояках отопления верхних этажей!

    Рекомендуется устанавливать воздухоотводчики и на других элементах систем (полотенцесушители и др.)

    Что представляют собой воздухоотводчики

    Для удаления воздуха из радиаторов отопления и других элементов служат краны или клапаны.

    Возможно, использование для стравливания воздуха шаровых кранов — в домах почтенного возраста, они, нередко, установлены на старых чугунных радиаторах.

    Недостаток такого оборудования – низкая пропускная способность.

    При удалении воздуха сливается и значительное количество теплоносителя.

    Потребители используют это свойство для слива горячей воды, для бытовых нужд.

    Более распространены сегодня воздухоотводчики с игольчатым клапаном.

    Игольчатые клапаны с ручным управлением (т.н. краны Маевского) устанавливают для удаления воздушных пробок в радиаторах отопления.

    Они, эффективно, стравливают скопившийся воздух, но за счет малого диаметра калибровочных и сливных отверстий, предотвращают значительные потери теплоносителя.

    Краны Маевского – малогабаритные, удобные для эксплуатации, устройства.

    Их использование при централизованном теплоснабжении , сопряжено с некоторыми проблемами:

      в таких системах велика вероятность завоздушивания радиаторов, поэтому пользоваться воздухоотводчиками приходится, сравнительно, часто;


    качество и чистота теплоносителя при центральном отоплении оставляют желать лучшего.

    Отверстия кранов засоряются, в результате, их, необходимо, периодически, чистить (чуть ли не ежемесячно);
    перебои в работе отопления сопровождаются резкими скачками давления.

    Гидроудары, если устройство не имеет предохранительного клапана, чреваты выходом кранов Маевского (все виды для чугунных радиаторов описаны на этой странице) из строя.

    Автоматического типа

    В автоматических устройствах клапан управляется сигналом датчика. В конструкции устройств применяют датчики поплавкового типа.

    При снижении уровня жидкости до порогового значения, клапан отпирается и стравливает воздух.

    Повышение уровня теплоносителя приводит срабатыванию датчика, и запиранию клапана.

    Такие устройства функционируют без вмешательства человека.

    Производители выпускают автоматические воздухоотводчики горизонтального и вертикального исполнения.

    Производительность этих устройств позволяет устанавливать их на магистралях централизованного отопления, в местах вероятного возникновения воздушных пробок.

    Зарекомендовали себя они и для автономных систем закрытого типа.

    Важно! Автоматические воздухоотводчики чувствительны к качеству и чистоте теплоносителя!

    При централизованном теплоснабжении, наибольшую эффективность демонстрируют многоступенчатые системы обезвоздушивания.

    Они включают автоматические воздухоотводчики, в разных местах на трубопроводах, и краны Маевского, на радиаторах и бойлерах косвенного нагрева (схема подключения к котлу).

    В этом случае, отдельное стравливание воздуха из групп устройств, стояков и т.д. гарантирует, практически, полное его удаление и высокую эффективность теплоотдачи.

    Следует помнить! Использование воздухоотводчиков приводит к дополнительным потерям теплоносителя в ходе обезвоздушивания и повышению давления в магистралях.

    Как обнаружить пробку и восстановить циркуляцию

    Потребитель, собственными силами, может удалить воздушную пробку только на тех участках и элементах систем отопления, где установлены воздухоотводчики с ручным управлением.

    Контролируют работу автоматических устройств и обслуживают их специалисты организаций – поставщиков тепла и ЖКХ с соответствующим уровнем профессиональной подготовки.

    Не всегда, не достаточный прогрев радиаторов – следствие образования воздушной пробки.

    Другие причины этого явления :

    1. недостаточная температура теплоносителя,
    2. потери в магистралях,
    3. снижение и т.д.

    Поэтому, прежде, чем спускать воздух из радиаторов, необходимо убедиться, что причина – в воздушных пробках, и определить места их образования.

    О завоздушивании свидетельствуют:

      неравномерный прогрев отопительных приборов.

    Примером может служить нагрев только нижней части радиаторов или его полное отсутствие, в то время, как температура трубы подачи и обратного хода говорят о поступлении горячего теплоносителя;

  • посторонние звуки в трубах и отопительных приборах – бульканье и др.;
  • протекание теплоносителя (как сделать ремонт труб из сшитого полиэтилена прочитайте здесь).
  • Место образования пробки определяют легким постукиванием по поверхностям отопительных приборов и участков трубопроводов.

    В местах скопления воздуха звук получается звонким.

    Для стравливания воздуха из радиаторов, если они не оборудованы кранами Маевского, ослабляют заглушку.

    Воздух выходит с характерным шипением. Когда звуки прекращаются, и начинает подтекать вода, пробку снова затягивают.

    Процедура обезвоздушивания на радиаторах и участках систем с краном Маевского, значительно, проще и удобнее.

    Важно! Удалить воздух без утечки теплоносителя не получится! Поэтому емкость и/или тряпка для сбора жидкости не помешают.

    Для стравливания воздуха:

    • поворачивают запорный винт на пол оборота (оборот) до появления характерного шипящего звука;
    • кран оставляют в таком положении до тех пор, пока звуки не прекратятся, и из сливного отверстия не появится равномерная струя теплоносителя;
    • заворачивают запорный винт до упора.

    Если проблему решить не удалось, процедуру повторяют, сливая некоторое количество (до 200-500 мл) теплоносителя.

    Когда и это не помогает, прочищают трубы подвода и радиаторы.

    Очень важно! В случае с алюминиевыми радиаторами, обязательно, соблюдать требования пожарной безопасности (про оборудование для сварки алюминия прочитайте здесь).

    Выходящий газ содержит водород – такая смесь пожаро- и взрывоопасна!

    Собственными силами можно попытаться удалить воздух из системы отопления и из участков трубопровода.

    Для этого поочередно закрывают запорные вентили на трубах подачи.

    Как удалить воздушную пробку, не сливая воду из системы отопления, посмотрите в видеосюжете.

    Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями В Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

    Как спустить воздух из батарей и труб отопления

    Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

    Откуда берется воздух в системе

    Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

    Разновидности автоматических воздушников

    Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

    1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
    2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
    3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
    4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
    5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
    6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

    Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

    Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

    Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

    Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

    Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

    Удаляем воздушную пробку без слива воды

    О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

    1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
    2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
    3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
    4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

    Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

    Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

    Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

    Заполняем систему правильно

    Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

    Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

    Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

    1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
    2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
    3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
    4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
    5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
    6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

    Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

    После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

    Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

    Заключение

    Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

    Способы выгнать воздушную пробку из системы отопления

    Даже современные технологии строительства и внутреннего обустройства помещений, прокладки инженерных коммуникаций не гарантируют бесперебойное теплоснабжение. Проблемы могут образоваться даже в силу простейших причин. Тогда и возникает проблема, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, вернув сеть в нормальный режим работы. Для решения этих задач есть надежные способы, проверенные временем.

    Главной причиной проблем можно считать утечку воды. Даже минимальная потеря жидкости приводит к появлению пузырей в трубах и радиаторах. Прежде чем разбираться, как удалить воздух из системы отопления, нужно понять, из-за каких факторов сложилась предаварийная ситуация.

    Способствовать образованию воздушных прослоек могут:

    1. 1. Перегрев системы до состояния, близкого к закипанию. Обычно это бывает при запуске ее после летнего простоя либо при попытках вывести из ситуации размораживания.
    2. 2. Неверный монтаж. Даже если используются качественные элементы, нельзя забывать об уклоне труб. Ровная геометрия здесь вовсе не является помощником.
    3. 3. Чрезмерное выделение пара. Это происходит из-за использования некачественной воды и постоянных серьезных перепадов внутренних и внешних температур.
    4. 4. Ошибки при ремонте, профилактических работах, когда внутрь попадает много воздуха.
    5. 5. Небрежное отношение к заполнению системы жидкостью. Использование свежей воды.
    6. 6. Серьезное падение давления на линии.
    7. 7. Частичная разгерметизация.

    Даже в закрытых индивидуальных коммуникациях полностью избежать завоздушивания нереально. Устранить все негативные факторы изначально невозможно. Но, соблюдая технологию обслуживания сети, можно минимизировать риски, снизить последствия возникновения нештатных ситуаций.

    Выгнать воздух из системы отопления необходимо, когда радиаторы не способны прогреть помещение, их элементы и трубы остаются холодными, тогда как подача носителя соответствует норме. Но правильно будет не откладывать принятие мер до явных проявлений сбоя, а проводить профилактику хозяйства накануне каждого осенне-зимнего сезона. Это касается как многоквартирных жилых домов, так и индивидуальных строений.

    Если же сбой произошел во время отопительного периода, распознать, что в нем повинно завоздушивание, можно по таким признакам:

    1. 1. Батарея прогревается частями, неравномерно. Чаще всего более холодным оказывается верх радиатора, хотя бывают и исключения.
    2. 2. Подводящие трубы становятся в отдельных местах теплыми, а в других — холодными.
    3. 3. Система начинает шуметь, бурлить. Это явное проявление наличия в ней воздушных пузырей, которые создают препятствия для прохождения носителя тепла. Обычно он идет беззвучно.
    4. 4. Элементы конструкции вибрируют, дребезжат. В таком случае проблема уже перезрела, меры по ее устранению нужно применять незамедлительно.
    5. 5. При простукивании некоторые элементы сети дают более звонкий отклик, присущий пустоте.
    6. 6. В металле появляются протечки, образуются небольшие отверстия.

    Помимо необеспечения жилого, офисного, торгового помещения теплом, завоздушивание сети приводит и к ее быстрому износу. Возникает так называемое сухое трение, в условиях которого повреждаются элементы системы. Это еще один аргумент за то, что коммуникации нужно постоянно поддерживать в нормальном состоянии.

    Смесь воздуха и воды опасна для сети. Она способствует процессам ржавления, образованию известкового налета. Не выдержать воздействие агрессивной среды может даже и газовый котел, поэтому своевременное удаление воздуха из системы отопления частного дома является важным делом.

    Чтобы избавиться от пузырей в коммуникациях, можно стравить воздух. Следует учитывать некоторые особенности:

    1. 1. Сначала нужно попытаться хорошо прогреть систему. Когда это не помогает, воздух придется вытравить.
    2. 2. Если даже на сети установлены краны Маевского или другие отводчики, действовать нужно аккуратно. Ослаблять винт следует постепенно, обязательно подставив под слив банку или ведро.
    3. 3. Стравливание сопровождается сначала шипением и брызгами, затем носитель начинает течь более свободно. Как только это произойдет, процесс необходимо прекратить.
    4. 4. Если пузырь обнаружен в отдалении от клапана, нужно открыть тот кран, который находится ближе к проблемному месту. Прослойку нужно продавить в сторону отводчика, добавляя в сеть воду.
    5. 5. Когда проблемными являются несколько мест, но и кранов стоит не один и не два, отводчики открывают строго по очереди, двигаясь от входа сети в помещение.
    6. 6. При котловом отоплении выпустить воздух сначала нужно из ближайших к котлу элементов, а самые дальние и высокие по отношению к нему оставить напоследок.
    7. 7. Если отводчики Маевского отсутствуют, нет даже вентилей, то откручивать придется заглушки радиатора. Делать это нужно еще аккуратнее, ибо давление может их просто вышибить. Тогда вместо одной проблемы возникнет другая — квартиру может залить. Сброс необходимо осуществлять до прекращения шипения. Затем винт надо сразу же завернуть до упора.
    8. 8. При успешно осуществленном процессе трубы прогреются в течение максимум получаса. Когда этого не происходит, работу нужно повторить и не только стравить воздух, но и спустить побольше воды.

    Когда удалить пробку не получается, либо же ее ликвидация не привела к улучшению работы отопления, систему нужно чистить.

    Геотермика

    Как выгнать воздушную пробку из системы отопления

    Проблема возникновения воздушных пробок в системах отопления стара как мир, и избежать ее зачастую не получается даже при использовании сверхгерметичных пластиковых труб, и досконально выверенных инженерных проектов. Особенно остро неприятность дает о себе знать в начале отопительного сезона, и о ней знают не понаслышке многие жители верхних этажей, до которых тепло может вообще не доходить, либо доходить, но в неполном объеме. Иногда бывает так, что в некоторых квартирах нижняя часть батареи нагревается до нужной температуры, а верхняя — остается холодной. Все это, как правило, является следствием появления избыточного воздуха в трубах, который занимает собой рабочее пространство, но не обладает достаточной теплопроводностью для обеспечения обогрева. Как выгнать воздушную пробку из системы отопления, и как обнаружить ее местонахождение — разберемся прямо сейчас.

    Почему появляется воздух в отопительной системе?

    Прежде всего необходимо понять, каким образом воздушные пробки вообще могут появляться в, казалось бы, совершенно герметичной и замкнутой системе отопления. Причин у этого явления может быть несколько:

    • нарушение целостности трубопровода в ходе ремонтных работ (например, при монтаже/демонтаже радиаторов отопления, замене старых труб на новые и т.д.);
    • ошибки, допущенные при проектировании и монтаже системы отопления (в частности — несоблюдение уклона магистралей, от которого напрямую зависит стабильность работы всей системы);
    • слишком низкое давление в трубопроводе (из-за того, что вода заполняет собой не все рабочее пространство, освободившееся место сразу же занимает воздух);
    • несоблюдение правил при сезонном наполнении системы отопления (если в начале отопительного сезона трубы быстро заполнить теплой, и тем более — горячей водой, возникновение воздушных пробок неизбежно);
    • слишком быстрый нагрев воды (резкое повышение температуры в трубопроводе приводит к выделению избыточного воздуха, который поднимается вверх и заполняет собой все пустоты);
    • плохая герметизация трубопровода (наличие даже небольшой течи ведет к попаданию в систему вредоносного воздуха);
    • неисправные воздухозаборные устройства;
    • подключение к отоплению «теплого пола», который очень часто становится причиной разбалансировки всей системы.

    С основными причинами возникновения воздушных пробок мы разобрались, и пришло время выяснить, какие методы борьбы с ними существуют в современной практике.

    Способы удаления воздушных пробок

    Несмотря на большое разнообразие возможных причин проблемы (описанных выше), подходить к ее решению нужно исходя из того, какая разновидность циркуляции теплоносителя имеет место в данной конкретной системе отопления: естественная или принудительная.

    При естественной циркуляции вода движется по трубопроводу сверху вниз, под действием силы тяжести. При возникновении воздушных пробок, удалять их можно посредством автовоздушника в верхней разводке труб, который находится в самой высокой точке системы. В таких случаях прокладку подающего трубопровода обычно производят с подъемом к баку, чтобы в дальнейшем подобные проблемы не имели места.

    Принудительная циркуляция подразумевает подачу теплоносителя снизу-вверх с помощью насосной установки. Пузырьки воздуха, поднимаясь вверх, достигают высшей точки системы и удаляются с помощью воздухоотводчика. Для дополнительного стравливания кислорода в верхних точках системы устанавливают специальные воздушные краны. При таком виде циркуляции теплоносителя трубы необходимо прокладывать с небольшим уклоном для более быстрого опорожнения системы в конце отопительного сезона и во время проведения ремонтных работ.

    Виды воздухоотводчиков и места их установки

    Самый лучший способ борьбы с воздушными пробками — установка воздухоотводчиков на разных участках отопительной системы. Эти приспособления бывают ручного и автоматического типа.

    Отмечу, что если система отопления у вас теплые стены или теплые полы, автовоздушники устанавливаются в коллекторы отопления.

    Ручные воздухоотводчики, которые также часто называют кранами Маевского, целесообразно применять для устранения локальных воздушных пробок. Устанавливаются они, как правило, на торцевой части радиаторов отопления. Осуществить сброс лишнего воздуха с помощью крана Маевского можно либо вручную, либо с помощью таких инструментов как отвертка и разводной ключ (в зависимости от того, какой тип крана имеет место). Данный тип воздухоотводчиков хорошо себя зарекомендовал на протяжении многих десятилетий, и до сих пор используется в квартирах многоэтажных домов.

    Автоматические воздухоотводчики не требуют вмешательства человека, и стравливают воздух самостоятельно. Обычно их устанавливают в отопительных системах закрытого типа, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, на разных, удаленных друг от друга участках трубопровода. К сожалению, данные приспособления очень чувствительны к загрязнению воды, и их приходится применять одновременно с водными фильтрами — достаточно дорогостоящими и неудобными в эксплуатации.

    Используя автовоздушники, можно легко устранять те или иные проблемы в отопительной системе. Так, температурные перепады свидетельствуют о наличии воздуха в радиаторах отопления, падение давления воды — о нарушении герметизации, а частое стравливание воздуха — об увеличении расхода теплоносителя.

    Почему нужно ставить специальный воздухоотводчик в гелиосистему?

    Определение места образования пробки и ее удаление

    Как выгнать воздух из системы отопления, не зная где именно «засела» воздушная пробка? На практике это хотя и возможно, но трудновыполнимо, и гораздо проще сначала определить местонахождение скопившегося воздуха в трубопроводе, а уже потом — ликвидировать его доступными способами.

    О наличии избыточного кислорода в трубах могут свидетельствовать следующие факторы:

    • недостаточный или неравномерный нагрев радиаторов;
    • посторонние звуки из труб (бульканье, свист, шум воды и т.д.).

    Если пробка находится в радиаторе, ее можно легко «простучать» с помощью молотка или любого другого инструмента. Звук в месте ее залегания будет более звонким и «пустым» в сравнении с участками, заполненными водой. Конечно этот способ применим только к системам отопления сделанным из металлических труб и чугунных радиаторов. В таком случае нужно приоткрыть кран Маевского в верхней части батареи, предварительно подставив под него пустую емкость. Воздух постепенно выйдет из системы, и после того, как из крана потечет вода, его нужно закрыть.

    Бывают случаи, когда стравливание воздуха не дает ощутимого результата — радиаторы все равно не нагреваются до нужной температуры, и пробки вновь возникают через какое-то время. Причиной тому может быть засорение внутреннего пространства батарей ржавчиной и окалиной, а также некачественный материал, из которого изготовлены отопительные секции. Например, тот же алюминий, который используют для изготовления дешевых радиаторов, при контакте с горячей водой выделяет пузырьки воздуха, которые со временем накапливаются и приводят к образованию воздушной пробки.

    Самым лучшим решением проблемы может стать установка качественных батарей с внутренним антикоррозионным покрытием, и с обязательным монтажом кранов Маевского. Это позволит вам самостоятельно избавляться от воздушных пробок при их появлении, не дожидаясь вмешательства в проблему коммунальных служб.

    Читайте также:  Как развести отопление в двухэтажном доме
    Ссылка на основную публикацию